Проектирование юзабилити. Руководство для новичков. Часть 1

15.07.2016

«Я бы строить САЙТ пошел, пусть меня научат» - сказал бы в новой реалии Владимир Маяковский. В это статье мы расскажем, что такое UX, покажем различия между юзабилити и визуальным/графическим дизайном, и ответим на вопрос, как начать работу над интерфейсом любого продукта (будь то веб-приложение, e-mail рассылка или оффлайн-услуга).

User Experience (UX). Введение в проектирование.

Приступая к изучению новой дисциплины, новичкам бывает трудно понять, с чего начинать изучение юзабилити. 

Почему так происходит?

Юзабилити (UX) – это особенно важная область при разработке цифрового продукта. UX отличается от остальных сфер относительной новизной и динамичным развитием. Чтобы получить навыки успешного проектирования, начинающему специалисту предстоит овладеть достаточно сложным и объемным теоретическим материалом. «Декада дизайна» - так называют в прессе текущее десятилетие. Большое количество цифровых услуг и продуктов требует совершенствования юзабилити, и вместе с этим возрастает потребность в новых специалистах – проектировщиках интерфейсов.  

Проектирование UX: раскрываем секреты

В этой статье мы изложили не только основные теоретические вопросы, но и практические советы для начинающих юзабилистов. В поле нашего изучения попадают такие вопросы, как понятие проектирования UX, тестирование юзабилити и дизайн, исследование потенциальной аудитории  и конечных потребителей. 

Проектирование юзабилити – что это такое?

Под пользовательским опытом понимают следующее: «восприятие, которое возникает у человека при использовании продукта или при получении услуги».

Если мы подразумеваем проектирование UX, то в определение понятия «пользовательский опыт» включаем те способы и приемы, которые помогают дизайнеру улучшать юзабилити. В этой интерпретации перед «дизайном» ставятся цели, направленные на удобство использования сайта, повышение полезности, на эффективность услуги (или продукта) для пользователя.

Различие визуального дизайна от юзабилити в том, что дизайн – это внешнее оформление продукта, юзабилити – то, как воспринимается продукт конечным пользователем. Все стороны взаимодействия конечного потребителя с компанией – от обслуживания до качества представленной продукции – включает в себя юзабилити.

В Википедии дается следующее определение проектирования:

«Процесс повышения уровня удовлетворенности пользователя от взаимодействия с продуктом за счет повышения его удобства, простоты использования и доступности».

Главная задача проектирования юзабилити (UX) – сделать восприятие программного обеспечения (продукта) максимально комфортным и полезным для пользователя. Юзабилист выступает своего рода «цементом», который скрепляет команду разработчиков воедино и объединяет различные области сайтостроения в один монолитный дом.

Кроме удовлетворения запросов пользователей, цель проектирования UX – помочь продукту в достижении определенных бизнес-целей. Цели, которые ставит перед собой бизнес, должны совпадать целями конечного пользователя. Поэтому встает вопрос:

Какие задачи мы ставим перед проектированием интерфейсов?

Было
Стало

Пример модернизации сайта Группы Компаний "Силайнер"

Проектирование интерфейса дает компании два неоспоримых преимущества:

  • Проектирование UX оказывает положительное влияние на восприятие пользователем цифрового продукта.
  • Потребитель, имеющий успешный пользовательский опыт, с доверием относится к предлагаемому продукту.

Перед проектированием интерфейсов мы ставим основные цели:

  • Изучить цели потенциальных потребителей и контекст продукта, в котором он будет использоваться.
  • Разработать цифровой продукт с учетом ограничений бизнеса и технологий, с основой на цели клиентов и контекст использования.

Таким образом, при проектировании интерфейсов мы достигаем следующих целей – удовлетворения потребностей клиентов и увеличения продаж.

Благодарственное письмо от компании Силайнер

Как объединить цели бизнеса и цели пользователя воедино – это первый вопрос, который стоит перед юзабилистом. Если пользователь пришел на сайт для покупки продукта, то  необходимо сделать эту покупку удобной, полезной и приятной.

  • Полезная покупка. Решая проблему клиента, вы удовлетворяете потребность клиента.
  • Удобная покупка. Чтобы клиент понимал сферу применения продукта, должен быть очевиден высокий уровень юзабилити.
  • Приятная покупка. Продумайте различные аспекты, которые могут влиять на процесс покупки. Радость, которую испытает потребитель от приобретения вашего продукта, сделает обычного пользователя вашим постоянным клиентом.

Когда пользователь становится вашим постоянным клиентом?

  • Если посетитель сайта быстро и легко нашел интересующую информацию (или продукт), у него останется приятное впечатление. Клиент достиг цели, у него складывается хорошее впечатление от вашего сайта. Вы решили одну из главных задач юзабилити.
  • Как показывает практика, клиент, у которого осталось положительное впечатление, с большей вероятностью совершает повторную покупку и рекомендует продукт знакомым.
  • Довольный клиент возвращается на ваш сайт, приобретает новый продукт и рассказывает друзьям о вашем ресурсе – в итоге вы получаете увеличение объема продаж и повышение уровня конверсии.

Как проектировать юзабилити, чтобы улучшить конверсию на сайте и пользовательские характеристики, как увеличить объем продаж вашего ресурса – читайте в следующих статьях.

Продолжение следует...